В мае 2013 года, мною, был опубликован очерк о первом начальнике 6-го Управления по борьбе с организованной преступностью МВД СССР генерал-майоре милиции Е.И. Лагоде. Этот сильный руководитель будет занимать особое место в « Книге Памяти» памяти, посвященной этой Службе. Его служебный и жизненный путь, профессионализм, богатейший опыт, умение работать с людьми, и человеческие качества являются примером. Назначения Лагоды Е.И. начальником 6-го Управления МВД СССР, да еще в такое сложное для страны время, это мудрое и дальновидное решение.
В этом материале будет предложено создать «Книгу Памяти» «О времени, товарищах и о себе», куда войдут воспоминания сотрудников. Полагаю, что с высоты прожитых лет, многим найдется, что вспомнить из своей богатой оперативно-следственной практики. Хочется верить , что начало этому хорошему начинанию, положено.
Конечно, в рамках этого материала не представляется возможным рассмотреть все этапы истории и направления деятельности Службы, а так же вспомнить всех сослуживцев, которые без остатка отдали все свои силы в борьбе с преступностью. Полагаем, что в « Книге Памяти», эти обстоятельства будут раскрыты всесторонне и полно.
Вместе с тем нельзя не отметить, что эта служба была создана в МВД СССР, а расформирована в МВД РФ. Это печально, но это факт.
Создание Службы по борьбе с организованной преступностью, безусловно, связано с небывалом разгулом преступности, и продиктовано объективной жизненной необходимостью. Как говорится, уже дальше терпеть было нельзя. Сотрудники Службы напрямую вступили в борьбу с организованным, профессиональным преступным миром, наличие которого на протяжении многих лет в нашей стране отрицали. Как показала практика, на момент создания этой службы преступный мир уже давно был силен и хорошо организован. И первым, как показывает жизнь, всегда тяжело. Необходимо отметить, что до ноября 1988 года системной и целенаправленной на надлежащем уровне борьбы с организованной преступностью не осуществлялось, поскольку властью она не признавалась. Однако, это уже другая большая и важная тема. Были только попытки борьбы с этим злом. Организованная преступность за это время крепла, набирала силу и в конце 80-х годов рванула, по-другому, и не скажешь. И надо отметить, что организованная преступность набирала силу по нарастающей. Она стала проявляться в абсолютно новых формах и видах ( рэкет, заказные убийства, вооруженные разборки между преступными группировками в дневное время, и в общественных местах, создававшие реальную угрозу жизни и здоровью граждан, коррупция в органах власти, сращивание криминала с органами власти, небывалые организованные хищения государственного имущества в особо крупных размерах и др.). Размах, глубина, жестокость и особый цинизм этих деяний набирали силу. Так, 22 января 1988 года, в г. Москве, на Большой Академической улице произошла одна из первых вооруженных разборок- между членами долгопрудненской и люберецкой группировок по поводу контролирования одного из объектов Москвы. Это было только начало, так как в дальнейшем такие факты участились и стали принимать системный, и опасный характер. В стране сложилось тяжелое положение.
15 ноября 1988 года приказом министра внутренних дел СССР было создано подразделение по борьбе с организованной преступностью. Создание этой нужной и важной службы, мягко говоря, к большому сожалению, запоздало и на многие годы.
Функционировала Служба около 20 лет, затем она была расформирована. Этому решению будет дана оценка. И еще 20 лет на весах истории- это мгновенье, а вот для этого подразделения и сотрудников, служивших в этой Службе, безусловно, большой, и значимый период. Есть сотрудники, у которых вся оперативная деятельность связана только с этой Службой. И еще такой важный аспект, что время, в которое функционировала эта Служба, для страны имело судьбоносное значение, поскольку в государстве произошли кардинальные изменения. Можно с уверенностью сказать, что в памяти и сознание простых граждан, деятельность сотрудников этой Службы оставили существенный след. Граждане шли за помощью в эту Службу и находили ее там. Народ поверил в эту службу, а преступный мир почувствовал, что за него взялись и основательно. И это не пустые слова, так как были конкретные результаты в борьбе с организованной преступностью. А это дорого стоит. Эта главная и высшая оценка деятельности Службы.
На наш взгляд, в очерке важно раскрыть действительно ли создание этой Службы в нашем государстве было необходимо, а также показать роль ее в борьбе с организованной преступностью; обоснована ли ее расформирование и нужна ли она в настоящее время, и многое другое.
Руководителями Службы по борьбе с организованной преступностью в разное время были генералы: Лагода Е.И., Назаров Ю.П., Гуров А.И., Егоров М.К., Петров В.Н., Васильев В.А., Селиванов В.В., Козлов В.И., Ваничкин М.Г., Овчинников А.А., Овчинников Н.А., Мещеряков С.Г. Они профессионалы, практики, с большим опытом оперативной работы, умеющие работать с людьми. Каждый из них внес свою весомую лепту в развитие и укрепление Службы.
Расскажем вкратце о служебном пути некоторых из них.
Так Е.И. Лагода, Ю.П. Назаров, А.И. Гуров, М.К. Егоров и В.В. Селиванов службу в милиции начинали следователями и оперативными сотрудниками. Этот факт заслуживает особого внимания и уважения, и свидетельствует о их большом, и непростом милицейском пути.
Генерал Лагода Евгений Илларионович ранее работал заместителем начальника УВД Донецкой области. В СССР эта была одна из крупнейших и сложнейших областей. Начальником УВД области, в то время, был фронтовик, легендарный генерал Поперека М.С., руководивший этим регионом, более 20-ти лет. В МВД Союза это было образцовое УВД. Со слов Лагоды Е.И., работая под руководством Михаила Степановича Попереки, он приобрел громадный опыт и знания. После Донецка Евгения Илларионовича назначают начальником УВД Николаевской области, где ему присваивают звание генерала-майора милиции. Спустя некоторое время- начальником УВД Львовской области, в которой он работал пять лет. Исторически, во все времена, это был непростой регион. События, которые в настоящее время происходят в Украине, объективно подтверждают это. Лагода Е.И., как опытный руководитель, сумел, с учетом национальных и местных особенностей, правильно организовать работу всех служб и добиться высоких результатов. В результате чего в 1987 году его повышают по службе и переводят в Москву, где назначают первым заместителем начальника ГУУР МВД СССР. Можно смело сказать, что в МВД СССР и МВД РФ, такой служебный путь имели, и имеют немногие. Известно, что согласно кадровой политики, в МВД СССР, как правило, начальниками Главков центрального аппарата либо их заместители назначались бывшие начальники УВД больших регионов. И это абсолютно правильное, и мудрое решение, проверенное временем. За плечами у этих руководителей большая милицейская жизнь, богатейший опыт и глубокие знания проблем, и трудностей на местах. Кроме того, опыт общения с партийно-властными структурами. Этот фактор представляет исключительно важное значение. И, как показывала практика, как правило, кадровых ошибок не было. Например, В.В. Лукьянов- начальник ГАИ МВД СССР, бывший начальник УВД Орловской области, создавал этот Главк более 16 лет руководил им; В.Н.Новиков- начальник Главного управления лесных ИТУ МВД СССР, бывший начальник УВД Кемеровской области, более 7 лет руководил Главком и многие другие.
Заместителями у Е.И. Лагоды были М.К. Егоров и Г.Ф.Чеботарев.
Е.И. Лагода, в 6-м Управление МВД СССР, за сравнительно короткое время создал коллектив профессионалов и единомышленников. В последующем этот коллектив составил костяк Главка. В период его руководства началось формирование подразделений по Союзу. Этот процесс был связан с определенными сложностями, поскольку переход профессионалов из оперативных и других служб, по ряду обстоятельств, был непрост. И здесь его авторитет, профессиональные и организаторские качества сыграли значительную роль. В Союзе генерала Е.И. Лагоду знали хорошо и не только в органах внутренних дел, но, и в структурах власти. Сотрудники с желанием шли работать в это Управление. При нем была начата разработка концепции борьбы с организованной преступностью и закладывалась тактика борьбы с организованными преступными формированиями.
Генерал Назаров Юрий Петрович, ранее работал министром внутренних дел Чувашии. Службу начал с оперуполномоченного уголовного розыска в Железнодорожном отделе внутренних дел г. Ульяновска. Воевал в Афганистане. Награжден орденами Красной Звезды ( дважды), Красного знамени Демократической республики Афганистан.
Генерал Гуров Александр Иванович, сменивший Лагоду Е.И., известный ученый-практик, профессор, доктор юридических наук. Его научные труды, выступления многим руководителям государственного уровня, общественности раскрыли глаза и убедили о наличие организованной преступности в нашей стране. Научные труды Александра Ивановича, что очень важно, имеют практическое применение. Служебная деятельность А.И. Гурова в разное время была связана как с наукой так и с живой оперативной работой, то есть это нечистый теоретик, оторванный от земли. Будучи руководителем Службы, А.И. Гуров, на практике углубил и закрепил знания, которые он получил в ходе теоретического изучения организованной преступности. Свои глубокие теоретические знания в этой области, он передавал сотрудникам. Толково и доступно, раскрывая причины, нюансы и тонкости развития профессиональной и организованной преступности в СССР, ее периоды и т. д. Его выступления на совещаниях были интересны и поучительны, и насыщены конкретными примерами. А.И. Гуров сумел раскрыть и раскрывает по настоящее время организованную преступность со всех сторон, и в динамике. Самое главное, он показал и показывает ее реальную опасность для государства.
А.И. Гуров руководил службой с 1989- 91 г.г.. В истории страны это особые годы: страна буквально превратилась в «кипящий котел», накал политических страстей был очень высок. Имеющееся в то время непонимание между МВД Союза и МВД РФ, безусловно, отражалось на деятельности Службы и усложняло ее работу. Однако, такие были времена. В это бурное и неспокойное время, и родилась эта Служба.
Е.И. Лагода и А.И. Гуров в этот исторический период были руководителями Службы. Проблем, задач и сложностей различного характера на этом важнейшем этапе развития у Службы было достаточно. Раскрывать их нет смысла. Главное было на этом важнейшем отрезке исторического времени не затеряться и не утонуть в них. Необходимо было выбрать приоритетные направления на борьбу с этим злом. Генерал Гуров свою деятельность направлял на борьбу с организованными преступными формированиями, их лидерами. Была заложена основа системной и аналитической работы с организованной преступностью, без которой успешная борьба с нею невозможна. Организованную преступность необходимо изучать постоянно и в динамике, только так можно достигнуть результатов. Причем этим должны заниматься и теоретики, и практические сотрудники. И в тесном контакте, дополняя друг друга. Кроме того, деятельность А.И. Гурова была направлена на усиление позиции Службы в МВД и в целом в правоохранительной системы СССР; укреплению Службы профессионалами; развитию новых направлений в борьбе с организованной преступностью, и другое. Александр Иванович отслеживал все новое за рубежом в этой области и все, что было приемлемо для нашей страны, брал на вооружение. Служба под руководством И.И. Гурова добилась определенных результатов. Известно, что этот факт признал и преступный мир.
И еще такой интересный факт, который нельзя не отметить. В истории советской милиции, уже было назначение известного ученого И.И. Карпеца, начальником ГУУРа в МВД СССР. Министр Н.А.Щелоков очень хотел, чтобы эту ведущую службу возглавил выдающийся ученый-практик, криминолог. Конечно, в этом был резон. И назначение Карпеца пришлось на начало реформ в МВД СССР. В стране организованную преступность власти признали в 1988 году, после чего и было создано 6-е Управление. И впоследствии, в 1989 году, начальником этой Службы был так же назначен ученый-практик А.И.Гуров, прошедший школу в ГУУРе. Из истории советской милиции видно, что во главе ведущих Служб МВД СССР в разное время были назначены известные ученые-практики. Это генерал-лейтенанты милиции И.И. Карпец и А.И. Гуров. Они были со своими мыслями, взглядами научно-практической направленности, отношением к подчиненным, что давало особый импульс в борьбе с преступностью. Надо сказать, что правильное сочетание научных и практических достижений- это великая сила. И научно-практическая деятельность борьбы с организованной преступностью это полностью подтвердила. Без научного исследования организованной преступности борьба с нею практически невозможна.
В признание организованной преступности в стране генерал А.И. Гуров сыграл немалую роль. Его мысли, прогнозное видение развитие, перспектив организованной преступности актуальны и в настоящее время, и их необходимо учитывать, и брать во внимание.
В этом месте необходимо осуществить небольшой экскурс в историю, поскольку нижеописанный эпизод, в судьбе генерала А.И.Гурова, оставил существенный след. И при определенных обстоятельствах мог круто изменить его дальнейшую жизнь. Ведь жизнь это удивительная вещь, в которой судьба и случай играют большую роль, и в миг могут кардинально все изменить. Надо сказать, что И.И. Карпец, в этом эпизоде сыграл немалую роль в судьбе Гурова А.И.. Не зря говорят, что в жизни случайных встреч не бывает. В прессе 25 июня 1973 года была опубликована статья, из которой следует, что А.И. Гуров, сотрудник милиции, спасая гражданина от неминуемой смерти, убил льва, который напал на этого гражданина. Этот факт из своей жизни А.И. Гуров мастерски описал в рассказе « Смерть короля, или лев прыгнул». Владельцы льва, Берберовы, были сильно возмущены и даже с жалобой при поддержке представителей общественности дошли до министра Н.А. Щелокова. В то время, малоизвестный Гуров А.И., работал инспектором боевой подготовки личного состава районного отдела внутренних дел Гагаринского райисполкома г. Москвы. И надо сказать, что позиция И.И.Карпеца, и начальника штаба МВД СССР С.М. Крылова во многом способствовала принятию объективного решения в отношении Гурова. И вот спустя некоторое время их служебные пути пересеклись, поскольку А.И. Гуров стал работать в ГУУРе МВД СССР, которым руководил Игорь Иванович. Надо сказать, что в ГУУРе, работая с такими профессионалами, как В. Бритвиным, Л. Лукашевичем, В. Чвановым, Л. Маленковым, А Муравьевым и другими, генерал А.И. Гуров прошел большую школу. Недавно у меня состоялась встреча с Александром Ивановичем, который с большой теплотой и уважением вспоминал этих асов оперативной работы, отмечая их профессионализм и преданность делу. Они были профессионалы глубоко и тонко, знающие оперативную работу, имея за плечами богатейший опыт в раскрытие резонансных преступлений.
Например, В Чванов в 1974 году в ГУУРе руководил отделом, который занимался разработкой организованных преступных групп.
И еще такой интересный факт, что В. Шарапова из фильма «Место встречи изменить нельзя» прототипом является В.Чванов.
Несколько слов о А.И. Гурове. Александр Иванович родился в многодетной крестьянской семье, в Тамбовской области. После окончания лучшего вуза страны- МГУ, дорогу в жизни пробивал себе сам, «лохматых рук» у него не было. Это уже другая большая история.
Так же необходимо отметить сенсационную статью А.И. Гурова «Лев готовится к прыжку», которую он написал совместно с Юрием Щекочихиным. И была она опубликована в «Литературной газете». Статья была написана на основе глубоких исследований, проводившихся в течение 6-ти лет во ВНИИ МВД СССР. Кстати, статья эта была опубликована, как раз в то время, когда решался вопрос о создание 6-го Управления. Очень своевременно. И еще такой немаловажный факт, что только «Литературная газета» осмелилась опубликовать эту статью, поскольку в ней впервые было сказано о силе и организованности преступного мира. Эту статью, буквально, обсуждали все слои населения, так как она вызвала большой общественный резонанс. Интерес к этой статье был огромный, поскольку она поразила всех смелостью высказываний.
Александр Иванович был депутатом Государственной Думы РФ 3-5 созыва, председателем Комитета Государственной думы по безопасности.
Генерал Егоров Михаил Константинович, службу начал в БХСС УВД г. Красноярска с должности инспектора. Последовательно прошел все ступени - до заместителя начальника УБХСС- этого сложнейшего и громадного региона. В крае и по настоящее время помнят М.К. Егорова, под руководством которого сотрудниками УБХСС были выявлены хищения в особо крупных размерах, к судебной ответственности привлекались взяточники, и расхитители, занимающие высокое должностное положение. Михаила Константиновича, как одного из перспективных руководителей, направляют в академию МВД СССР. По окончании ее он был назначен заместителем начальника отдела ГУБХСС МВД СССР, затем начальником отдела.
В 1988 году его назначили заместителем к Лагоде Е.И., в 6-е Управление. М.К.. Егоров стоял у истоков создания этой Службы. Этот факт исключительно важен, поскольку становление Службы осуществлялось при его непосредственном участие. Впоследствии он был назначен начальником этой Службы. Необходимо отметить, что М.К. Егоров возглавил Главк после распада СССР. Это время было насыщено бурными историческими событиями, внутренними войнами, что, безусловно, создавало большие трудности и сложности в работе. Время было очень непростое. Кроме того, в 1992-93 годах резко выросло количество и усугубилось жестокость насильственных проявлений организованной преступности. Значительно усилилась конкуренция между преступными группами, организациями и сообществами.
В период руководством Службой М.К. Егоровым государством впервые в целях борьбы с организованной преступностью были выделены существенные средства, а так же увеличена штатная численность. Этот факт многозначительный. За этими сухими строчками стоит громадная работа, осуществляемая сотрудниками Главка, под руководством М.К. Егорова. Словом, Служба твердо встала на ноги, крепла и развивалась. М.К. Егоров на этой высокой и ответственной должности, и в сложнейший период нашего государства, проявил себя как руководитель, обладающий организаторскими способностями, и твердостью характера.
Генерал М.К. Егоров в сложнейший период развития Службы смог определить правильные приоритеты в ее деятельности. Кроме того, назначить в регионах профессионалов, опытных, надежных и деловых руководителей, обладающих организаторскими навыками: Ю.М. Прощалыкина, В.И., Кучерова, Р.Ш. Ешугаова, А.П. Колесникова и др. И М.К.Егоров и другие руководители в этих назначениях не ошиблись. Жизнь подтвердила правильность их решений.
Особо следует отметить создание в Главке СОБРа, без которого успешное проведение оперативно-розыскных мероприятий просто немыслимо. Создание этого подразделения было очень важно и своевременно, поскольку благодаря этих сотрудников были спасены жизни и здоровье сотрудников Главка, граждан. Далее о СОБРе расскажем более шире и подробнее.
Таким образом, за время руководства М.К. Егоровым и другими была создана мощная база для дальнейшего развития Службы.
К сожалению, судьба у этой Службы, как показала жизнь, оказалось короткой.
Генерал Селиванов Владислав Вениаминович, с 1980 года служил в уголовном розыске. В 1991 году он был назначен начальником отдела по борьбе с разбойными нападениями и грабежами в МУРе. В 90-е годы Селиванов В.В., сотрудники его отдела, автор этих строк, старший оперуполномоченный по особо важным делам Бирюков А.М. и старший оперуполномоченный ГУУР МВД РФ Гарбузов В.М. раскрыли вооруженную (автоматами, гранатами, патронами, которые были изъяты из тайников), многочисленную, устойчивую, организованную преступную группу, имеющую разветвленную сеть. Члены преступной группы проживали в разных городах России: у них был свой лидер, дисциплина, конспирация на высоком уровне, разделение ролей и так далее. Преступники отличались особой дерзостью, цинизмом, жестокостью и отличной физической подготовкой. И еще. На этом примере предметно показано взаимодействие двух ведущих Служб МВД РФ. Впоследствии участники этой преступной группы Московским областным судом были осуждены к длительным срокам лишения свободы.
Кроме того, необходимо отметить генерала Владимира Семеновича Овчинского, советника министра внутренних дел РФ, бывшего начальника Российского бюро Интерпола, доктора юридических наук. В.С. Овчинский проблемам борьбы с организованной преступностью постоянно уделяет особое внимание. Его работы, статьи представляют большой практический интерес.
Из анализа деятельности Службы видно, что за время ее функционирования, начальниками были 12 человек, из которых первыми заместителями министра были назначены: Егоров М.К, Петров В.Н., Васильев В.А. и В.И. Козлов. Это обстоятельство для Службы имеет исключительно важное значение. Последним из начальников Главка эту высокую должность занимал генерал-лейтенант милиции Козлов В.И.. Звание генерал- полковника милиции присваивалось: Егорову М.К., Васильеву В.А. и Мещерякову С.Г.., что, конечно, поднимало авторитет Службы. И это правильно. Большие должности- высокие звания. ( Заметим, что в МВД СССР, начиная с 1966 - по 1989 г.г. только 7-ми руководителям присваивалось это высшее звание. Это были заместители министра внутренних дел СССР: Б.Т. Шумилин, И.Т. Богатырев, П.А. Олейник, Б.К. Елисов, В.П. Трушин, И.Ф. Шилов и министр внутренних дел УССР- И.Х. Головченко ). Из указанных руководителей Службой более четырех лет руководил Егоров М.К.. После 2001 года начальники Главка заместителями министра не назначались. Это плохой симптом, свидетельствующий о том, что Служба теряет силы, позиции. За период деятельности Службы сменилось 11 министров внутренних дел. После 2000 года Служба подвергалась нескольким реорганизациям, за 8 лет до ее расформирования сменилось пять начальников Службы. Безусловно, такая частая смена руководства не шло ей на пользу. В сентябре 2008 году эта Служба, к большому сожалению, а для некоторых лиц, занимающихся преступным промыслом, к великой радости, была расформирована. Известно, что во всех странах подразделения по борьбе с организованной преступностью расширяются и укрепляются. У нас же наоборот- это подразделение расформировали. Граждане могут подумать, что расформирование этой Службы связано с полной победой над организованной преступностью. Однако, в жизни это далеко не так. Суровая реальная действительность свидетельствует абсолютно иное. Например, организованная преступная группа в станице Кущевская Краснодарского края, которая своей невероятной жестокостью потрясла общественность. При этом, держав в страхе, на протяжении длительного времени жителей района. Членами этой преступной группы 4 ноября 2010 года было убито 12 человек, в том числе 4-ро детей. Список уголовных дел такого характера можно продолжить. Встает логический вопрос, какая служба будет осуществлять борьбу с преступными организациями, сообществами, ворами в законе и так далее. Расформирование этой Службы, безусловно, связано с потерей профессионалов, которые являются основным и бесценным богатством. И с этим невозможно не согласиться. Опыт, знания и наработки сотрудников, добытые, накопленные годами, методика, и тактика работы, присуще только этой службе, и многое другое, входящие в оперативный арсенал, дорогого стоит. Это факт. Который раз сами создаем себе проблемы. То, что с большим трудом было создано, осуществлено за эти годы в результате целенаправленной и системной работе, и развито...
Однако, как говорится, жизнь продолжается. Многие представители власти, политические и государственные деятели на различных уровнях, а так же, и простые граждане все больше, и больше говорят о создании Службы по борьбе с организованной преступностью. Безусловно, жизнь все расставит на свои места. Однако, уходит бесценное время, которое не остановишь и работает оно, образно говоря на организованную преступность. Вместе с тем в марте 2013 года в Государственной Думе состоялся круглый стол по теме «Противодействие организованной преступности: законодательный и практические аспекты», на котором присутствовали бывшие пять начальников Главка по борьбе с организованной преступностью. Сам факт этой встречи, в которой приняли участие практики, бывшие начальники этой Службы, ученые и политики уже очень большое, значимое дело. На этом совещание предметно, обстоятельно и главное по существу выступили: Хинштейн А.Е., Долгова А.И., Гуров А.И., Овчинский В.С. и другие.
Приведем фрагменты выступления А.Е. Хинштейна, основного докладчика:
«...Сегодня системного противодействия организованной преступности в России не ведется. Вся работа в этом направлении носит отрывистый и эпизодический характер... изменить положение вещей могут лишь экстраординарные меры, а не косметические изменения.
Мы также считаем необходимым разработку и внесения базового закона в противодействии организованной преступности, который мог бы стать прочной основой в этой работе; закона по аналогии с законами о противодействии коррупции и о противодействии экстремизму...»
И это абсолютно правильно, поскольку это является жизненной необходимостью. Особую тревогу, в данное время, вызывает активность организованных этнических преступных формирований, наркотический бизнес и многое другое.
Для более ясности положение дел необходимо привести выдержки из выступления А.И. Долговой, президента Российской криминологической ассоциации. Азалия Ивановна ранее работала следователем в прокуратуре, помощником прокурора. Автор более 200 научных трудов. Ее мысли заслуживают внимания и уважения:
«...с 1992 года по 2007-й мне поручили возглавлять рабочие комиссии по подготовке законопроектов о борьбе с организованной преступностью и коррупции. Три закона по борьбе с коррупцией были приняты. И на три было наложено вето первого президента России, принятое Федеральным собранием Два закона по борьбе с организованной преступностью были Федеральным Собранием приняты, и на них накладывалось вето первого президента России.
Борьба с организованной преступностью, прежде всего, сейчас ведется на уровне политических решений, и на уровне законодательной работы, и на информационном уровне».
Вот такая история по принятию законов по борьбе с организованной преступностью.
На наш взгляд, с организованной преступностью необходимо бороться организованно и систематически: нужна государственная концепция, закон «О борьбе с организованной преступностью». Кроме того, действующие УК (уголовный кодекс), УПК (уголовно-процессуальный) и оперативно-розыскной закон, и так далее должны отражать реалии сегодняшнего дня, и острее направлены на борьбу с преступностью. Жизнь развивается стремительно, а вместе с нею и организованная преступность. Законодателям необходимо это учитывать. Около 20 лет Служба боролась с организованной преступностью, не имея должной правовой основы, что создавало особые сложности и трудности в борьбе с нею. Безусловно, потери сотрудников были связаны с отсутствием надлежащей правовой основы борьбы с организованной преступностью. В настоящее время подразделения, которые борются с организованной преступностью, сталкиваются с теми же проблемами. По-нашему глубокому убеждению, с организованной преступностью должна заниматься одна служба, поскольку она имеет свою специфику, свои особенности, особый характер. Кроме того, другие оперативные подразделения работают иначе и поэтому они не смогут эффективно бороться с этим злом. Во-вторых, деятельность преступных сообществ и организованных групп имеет универсальный характер. В-третьих, порядка будет больше и, будет с кого спросить, о результатах работы; в-четвертых, организованная преступность сознает, что есть такая Служба, которая непосредственно ею занимается. Психологически это, безусловно, будет давить им на мозги, что, конечно, важно. Это обстоятельство и другие, указанные выше, подтверждается практикой. Имеются и другие веские причины.
Здесь уместно привести выдержки из статьи генерала А.И. Гурова « Поднимет ли голову преступность ? », в которой он пишет:
«...Сегодня, как и четверть века назад политики и представители правоохранительных структур вступили в дискуссию, задавшись вопросом, победили ли мы организованную преступность или нет. Кто-то говорит: она практически исчезла, и доказательство тому- отсутствие уголовных дел по преступным сообществам. Кто-то: она вновь поднимает голову. Что касается меня, то я считаю: не не поднимала потому что и не опускала этой самой головы. Подобные дискуссии как будто возвращают нас назад, к том времени, когда решался вопрос о необходимости создания антимафиозных подразделений. Получается от чего пришли к тому и вернулись. И одна из основных причин такого положения в том, что последнее время практически не ведется никаких серьезных исследований в этой области. Кто, кроме дальневосточной полиции, например, слышал о китайских триадах? Что они из себя представляют, как действуют? Кому платят «дань» таджикские группировки, занимающиеся сбытом наркотиков? Во что вообще превратилась организованная преступность за последние 10-15 лет. Сколько ОПГ действует в стране? Сколько воров в законе? Какова сфера их экономических интересов? Никто не занимается системным анализом этой ситуации...»
Написано понятно, убедительно и по существу.
Однако, вместе с тем создания этой Службы вопрос времени. К великому сожалению, уходит бесценное время, которое работает не в пользу борьбы с организованной преступностью. Обстоятельства складываются так, что ее создание неизбежно, и осуществиться это должно в ближайшее время, несмотря ни на какие кризисы.
Так же необходимо учитывать, что организованная преступность развивается и, следовательно, тактика, и стратегия борьбы с нею должна видоизменяться. Организованная преступность крайне гибкая система, которая быстро чувствует политические и экономические изменения в обществе и быстро к ним приспосабливается. Расцвет организованной преступности происходит, когда в стране наступает хаос, экономический развал, безвластие и т. д.
По ряду причин не каждый сотрудник сможет работать в этой Службе. Здесь необходимы сотрудники-универсалы (сотрудники, знающие работу ОБЭП, розыска, следствия, банковское дело и др.), поскольку организованная преступность охватывает общеуголовные и экономические преступления. И, конечно, эти сотрудники должны быть стрессоустойчивы. С учетом анализа вышеуказанных уголовных дел, из которых вытекает, что только опытные следователи и прокуроры могут расследовать эту категорию дел, поэтому необходимы специальные следователи, прокуроры, суды. А, как известно, профессионализм и опыт приходит только в процессе работы по большим уголовным делам.
Кроме того, надо учитывать богатый опыт борьбы с организованной преступностью других стран, конечно, применительно к реалиям нашей страны. Например, опыт США, которая добилась значительных результатов в этой области и других стран. Однако надо помнить, что зарубежный опыт не всегда полезен. Россия не должна ни под кого подстраиваться, у нее свой путь, в том числе и по борьбе с организованной преступностью. И, безусловно, бесценный опыт Службы, которая боролась с организованной преступностью около 20 лет. Этот период борьбы с организованной преступностью подлежит тщательному анализу и изучению.
Рассмотрим вкратце постановления правительства СССР, которые были приняты в части этой Службы. Безусловно, важное событие вступление СССР в Интерпол. Так в апреле 1990 года было принято постановление Совмина СССР №338 « О вступлении СССР в международную организацию уголовной полиции — Интерпол». 27 сентября 1990 года на 59-й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола СССР был принят в члены Интерпола. Известно, что министр Н.А. Щелоков давно вынашивал план вступление в Интерпол, однако, в силу политических причин, осуществить ему это не представилось возможным. Так же необходимо отметить постановление Совета Министров СССР от 22 мая 1990 года, которым предусматривалось создание межрегиональных подразделений МВД СССР по борьбе с организованной преступностью. Согласно Указа Президента СССР от 4 февраля 1991 года « О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами» 6 Управление МВД СССР было преобразовано в Главное управление по борьбе с наиболее опасными видами преступлений и ее организованными формами. О других нормативных актах, касающихся этой Службы, будет указано далее.
За время, которое Службе были отведены судьбою, в тяжелейшее для страны время, сотрудниками была проведена колоссальная и нужная работа. В Службе появились новые направления в борьбе с организованной преступностью и значительно углубились, и расширились имеющиеся. Например, особое, предметное и конкретное внимание стало уделяться лидерам преступной среды. В ходе оперативно-розыскных мероприятий применялись абсолютно новые формы и методы борьбы с организованной преступностью, поскольку реалии жизни были совершенно иные. Сотрудники Службы стали работать в новых условиях, так как буквально на глазах, менялась страна и реалии жизни. Словом, на долю сотрудников выпали тяжелые испытания: внутренние войны, постоянное урегулирование межнациональных конфликтов и многие другие процессы, которых ранее в стране не было. В государстве поменялся государственный строй: политическая и экономическая ситуация на протяжении длительного времени была крайне нестабильна. Для преступного мира, такое состояние в государстве- это самое благоприятная почва. Кроме того, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство не соответствовало реальной действительности. Явно отставало. Это являлось одной из основных причин проблемности возбуждению уголовных дел в следственных органах. Вместе с тем нельзя забывать, что одним из основных критериев оценки деятельности оперативного сотрудника, является возбуждение уголовных дел с направлением в суд. Кроме того, уголовное дело- это реальная сила воздействия на организованную преступность, которая очень хорошо понимает это. И здесь без следователей- профессионалов просто не обойтись. Кроме того, службой проводились крупномасштабные операции, как локального характера, так и по всей территории России, результатом которых было выявление и привлечение к уголовной ответственности лиц, занимающихся организованной преступной деятельностью. Этот факт особенно важен и свидетельствует о том, что подразделения по борьбе с организованной преступностью набирали силу, крепко становились на ноги. Так же проводилась большая аналитическая работа: осуществлялись командировки в другие страны по обмену опытом. В Службе, как в Центральном аппарате, так и на местах, сложился костяк, профессиональное ядро, появились свои корифеи.
Вот как об этом пишет в своей статье «Мы мешали врагам закона» заместитель М.К. Егорова, генерал А.К. Карташов:
«...Коллектив РУБОПа складывался из высококлассных профессионалов, хорошо зарекомендовавших себе в борьбе с преступностью- они являлись милицейской элитой. Мы привлекали лучших из лучших. И самое главное- наши сотрудники занимались живым делом и были одержимы работой...»
Действительно, у сотрудников одержимость работой была на высоком уровне.
Словом, создался мощный и дееспособный коллектив. Сотрудники Службы работали целенаправленно и наступательно. Это результат продуманной и качественной кадровой политики, основу которой заложили: Лагода Е.И, Гуров А.И., Егоров М.К. и другие.
Сотрудники Главка за плечами имели большой жизненный и служебный опыт. Ранее они занимали различные руководящие должности в оперативных службах: некоторые работали начальниками горрайотделов, заместителями и начальниками управлений. Прошли Афган, были награждены боевыми наградами. Как правило, Служба комплектовалась из ГУУР, ГУБХСС, следствия, ГУИН и других Служб, с опытом оперативно-следственной работы не менее 10 лет. Словом, отбор сотрудников в службу был очень качественный.
Кроме того, в Главке работали сотрудники с научно-практическим мышлением, занимающиеся прогнозированием развития организованной преступности и других криминогенных процессов в обществе. Основы этой важной работы глубоко были заложены генералами Гуровым А.И. и М.К. Егоровым, которые этому направлению уделяли исключительное внимание. Без этой работы успешная борьба с организованной преступностью немыслима, поскольку необходимо просчитывать ее развитие на многие годы вперед. Специально для этой важной и специфической работы, которую может выполнять далеко не каждый, ими, были подобраны сотрудники. Особо следует отметить С.В. Ванюшкина, которому высокую оценку дала президент Российской криминологической ассоциации, доктор юридических наук А.И. Долгова и другие. Вкратце о полковнике милиции Ванюшкине: Станислав Васильевич закончил юрфак МГУ. Пошел служить в милицию: пять лет работал участковым в Люберецком и Раменском районах Московской области, затем несколько лет следователем в СУ столичной области. Впоследствии в течение нескольких лет работал на партийно-хозяйственной работе. В 1986 был назначен начальником инспекции по личному составу МВД СССР, откуда был переведен в ГУОП МВД РФ. Он участвовал в работе над проектами законов « О борьбе с коррупцией» и « О борьбе с организованной преступностью». С.В. Ванюшкин кандидат юридических наук и защищался он по теме «Организованная преступность в реформируемой России и направления борьбы с нею».
Сотрудники были преданные работе. Многие из них ранее работали не только в Москве, но и в регионах России, на руководящих должностях, что давало возможность получать достоверную информацию, и с тех мест. Этот факт являлся большим подспорьем в работе и давал результаты. Словом, информация поступала со всех уголков России.
Особо следует отметить генерала А.М. Аверкова, который в период руководством Главка АИ. Гуровым и А.М. Егоровым, работал начальником отдела. Этот опытный руководитель, ранее он работал в различных службах, в том числе и штабе МВД РФ. К моменту работы в Главке это был уже зрелый и авторитетный руководитель. В этом отделе работали В. Парфентьев, который был заместителем у Аверкова, а также А.Яшкин, А.Зырьянов, С. Кожанов, В.Замятин, А.Жуков, А. Коротков, А.Арюткин, В.Сурганов, автор этих строк и многие другие, которые впоследствии стали руководителями. Словом, из этого отдела вышли сотрудники, которые составили основу руководящего состава Главка. В этом, безусловно, большая заслуга А.М. Аверкова, который индивидуально подходил к каждому сотруднику, учитывая при этом способности и возможности каждого. Для руководителя — это одно из важнейших качеств и сотрудники это ценят, уважают и помнят. В отделе была здоровая и рабочая обстановка. И еще. А.М. Аверков был очень внимателен к нуждам сотрудников. Этот факт заслуживает особого уважения, поскольку он свойственен не многим руководителям. После службы в ГУОП генерал А.М. Аверков занимал руководящие должности в МВД РФ и налоговой службе.
На наш взгляд, необходимо рассказать о тех, кто стоял у истоков создания этой службы в столице и регионах, и в непростых условиях занимались ее формированием, и развитием.
В Москве- это Хусаинов Г. и Бобряшов В.Т. , впоследствии ею руководил Рушайло В.Б., в Московской области Карташов А.К., Топыричев В.П. и Елисов Е.П. в регионах: Ешугаов Р.Ш., Прощалыкин Ю.М., Кучеров В.И., Кладницкий И.И., Колесников А.П., Еремкин В.И., Борисов В.Д., Сидоренко С.Ф., Егоров А.Н., Измеров В.К. и Меновщиков Н.А. , которые благодаря своему профессионализму, опыту, знаний и авторитета создавали ее на местах. По сути, они находились у истоков создания этих служб в регионах. Для этих руководителей это был очень непростой период в их служебной деятельности. Создавать всегда сложнее, чем разрушать, тем более такие подразделения. Новое, как показывает практика, всегда с трудом, тяжело пробивается в нашей жизни.
Немного об этих руководителях. Свою службу они, как правило, начинали в уголовном розыске или БХСС, постепенно росли... Например, Прощалыкин Ю.М. ранее занимал должность заместителя начальника службы криминальной милиции УВД Новосибирской области до этого он работал начальником отдела уголовного розыска, заместителем начальника РОВД, начальником отделения. Словом, прошел все ступени. Он хорошо знал сотрудников в области, их способности и возможности, владел оперативной обстановкой. И, самое главное, имел авторитет в области, что особенно важно на этой стадии развития Службы. Его профессионализм, стиль работы, разумная требовательность- располагали к нему сотрудников. Я видел как он общается с сотрудниками, доступно объясняя им сложности и тонкости оперативной работы. На мой взгляд, для руководителя это важнейшее качество: своевременно помочь и объяснить сотруднику. Прощалыкин Ю.М. смог организовать, объединить сотрудников, в результате чего добился хороших результатов в работе. Сложностей и трудностей, при создании этой Службы на местах, было достаточно. Препоны возникали там, где их и не ждали: кадровые вопросы, отсутствие должных помещений и многое другое. Вопрос с помещением всегда стоял остро. В некоторых регионах были построены здания для размещения сотрудников Службы. Например, в Новосибирске.
Кроме того, как в МВД, так и на местах, некоторые руководители полагали, что создание этой Службы надуманно. Это так же создавало определенные сложности и трудности в работе.
Из Главка подразделениям на местах оказывалась необходимая помощь и всяческая поддержка. Так сотрудники Главка месяцами находились в командировках с целью оказания практической и методической помощи, а также совместно реализовывались материалы, по которым возбуждались уголовные дела и так далее.
Указанные руководители оправдали свое назначение делом, результатами. В подтверждении этого они возглавляли подразделения на протяжении длительного времени. Государство высоко оценило их службу: Прощалыкину Ю.М., Кучерову В.И. и другим было присвоено звание генерал-лейтенант милиции. Борисов В.Д. был назначен начальником УВД Тюменской области. Опытный генерал Ешугаов Р.Ш. в настоящее время работает секретарем по экономической и общественной безопасности в Кабардино-Балкарской республике.
Необходимо отметить работу СОБРа (специальные отряды быстрого реагирования) и их опытного, и авторитетного руководителя, прошедшего Афганистан, полковника милиции Зырянова А.И.. Вне всякого сомнения и практика это подтвердила, что при проведении крупномасштабных операций, особенно связанных с задержанием вооруженных лиц, их участие необходимо. Я бы сказал, что обязательно. СОБР обеспечивает силовую поддержку в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий. И успех, безопасность будет зависеть от слаженных действий и понимания оперативного сотрудника с СОБР-ом.
Практики известно масса примеров, в которых только благодаря профессионализму сотрудников этого подразделения, удалось избежать потери оперативного состава. Уже сам факт участия сотрудников СОБР в проведении операции оказывал профилактическое и сильное психологическое воздействие на преступный элемент. Например, автор этих строк, испытал это на себе. Так при задержание хорошо вооруженных, дерзких преступников, последними, как впоследствии выяснилось, не было применено оружие. И лишь только потому, что сотрудники СОБР действовали профессионально, тактически грамотно и явно превосходили их в количестве, и в вооружении. Да, именно эти обстоятельства заставили этих лиц, отличающихся крайней дерзостью, отказаться от применения оружия. Полагаем, что такие случаи в оперативной практике не единичны. По сути, сотрудники СОБР каждый день идут, как в бой. Большинство сотрудников СОБР прошли Северный Кавказ, где проявили себя с честью, обогатившись при этом бесценным опытом. На наш взгляд, целесообразно этих сотрудников использовать в помощь оперативному составу. Систематическое использование их при обеспечении общественного порядка, оправдывает себя только в ситуациях, связанных с государственной безопасностью. Как показывает жизнь, реальная сила на лиц, занимающихся преступной деятельностью, действует отрезвляющее. Оперативным сотрудникам это надо помнить всегда, ибо пренебрежение этого принципа, как правило, влечет необратимые и тяжкие последствия.
Из стен Службы вышли- А.М.Аверков, В.М. Парфентьев, Ю.М. Прощалыкин, Р. Ш. Ешугава, В.И. Кучеров, А.Л.Жогло, А.В. Назаров, В.Д. Борисов, В. Серебряков, В.Замятин и многие другие, которые впоследствии занимали высокие должности в МВД РФ и других ведомствах. Например, генерал А.Д. Мишуков в течение нескольких лет работал в Госдуме на ответственной должности.
Напомним, кто был министром внутренних дел в период деятельности Службы, поскольку роль их в развитии и укреплении Службы велика.
Так, министрами внутренних дел СССР и РФ в период деятельности Службы были:
Бакатин В.В. с октября 1988 по декабрь 1990 г.г.; Пуго Б.К. с января по август 1991 год; Трушин В.П. исполнял обязанности министра 22-23 августа 1991 года; Баранников В.П. с августа по декабрь 1991 года, который в историю вошел, как последний министр внутренних дел СССР.
Министрами внутренних дел Российской Федерации: Дунаев А.Ф. с сентября по декабрь 1991 года; Ерин В.Ф. с января 1992 -го по июль 1995 года.; Куликов А.С. с июля 1995 -го по март 1998 года; Степашин С.В. с марта 1998 -го по апрель 1999 года; Рушайло В.Б. с мая 1999 года по март 2001 года; Грызлов Б.В. с марта 2001-го по декабрь 2003 года; Нургалиев Р.Г. с марта 2004 по 2012 годы.
Из вышеназванных министров только В.П. Баранников, А.Ф. Дунаев, В.Ф. Ерин и В.Б. Рушайло службу в милиции начали с «земли».
На наш взгляд, из указанных министров необходимо отметить В.Ф. Ерина.
В.Ф. Ерин большую часть своей жизни связал со службой в органах внутренних дел. Как указано выше службу он начинал с «земли». Виктор Федорович воевал в Афганистане.
Министром МВД РФ В.Ф. Ерин был назначен, когда министерство находилось в тяжелейшем состоянии. В это время, мягко говоря, социально-экономическая ситуация в стране была сложной и напряженной, была очень высокая инфляция. Резко понизился жизненный уровень населения.
Заслуга В.Ф. Ерина, его заместителей и других в том, что система МВД продолжала действовать. Она была сохранена, в службах удалось сохранить костяк профессионалов. И более того, была создана милиция общественной безопасности и др.
При Ерине В.Ф., впервые, начальник ГУОП Егоров М.К., 19 октября 1992 года, был назначен первым заместителем министра внутренних дел РФ. Этот факт, по понятным причинам, для Службы имел исключительно важное значение. И, безусловно, поднял ее статус. При министре В.Ф. Ерине в ГУОП был создан СОБР. Кроме того, ряд нормативных актов, вступивших в силу во время руководства Ерина В.Ф., характер его решений, действий и другое этому объективное подтверждение. Словом, Виктор Федорович поддерживал эту службу. Так в 1993 году министром Ериным В.Ф. был подписан приказ о создании Московского института МВД России, в котором готовили специалистов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией. Создание института было актуально и своевременно. Директором института был назначен В. Попов.
При министре В.Ф. Ерине служба развивалась и крепла.
Абсолютно правильно пишут и говорят, что большой вклад в создание, развитие и укрепление Службы внесли генералы Лагода Е.И., Гуров И.И., Егоров М.К., Карташов А.К. и другие. Усилиями этих и других руководителей, своевременно и в сложнейший период развития нашей страны, Службе был дан мощнейший импульс. Она получила правовое и финансовое обеспечение от государства, которого явно не хватало. Ими была выстроена мощная и четкая система по борьбе с организованной преступностью, которую необходимо было развивать , укреплять и совершенствовать.
Особо следует отметить в развитие Службы секретаря Совета безопасности Скокова Ю.В.
Вкратце о Ю.В. Скокове об этом государственном и политическом деятеле.
Скоков Ю.В. был первым секретарем Совета безопасности в период с апреля 1992 по 1993 годы. Юрий Владимирович сознавал роль Службы и значение ее в борьбе с организованной преступностью. Кроме того, эта Служба не даст разрастись сепаратизму, поскольку, в то время, имелась реальная опасность этому. Скоков Ю.В. в этой службе видел реальную силу и он, как показала жизнь, не ошибся. Авторитет у Скокова Ю.В. был высокий. Так в период работы Юрия Владимировича, Президент Р.Ф. Б.. Ельцин подпишет Указ № 1189 от 8 октября 1992 года «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью». Вслед за этим важнейшим Указом выходит Постановление правительства Российской Федерации № 914-63 от 29 ноября 1992 года «Об организационных мерах по обеспечению борьбы с организованной преступностью». Эти два нормативных акта сыграли существенную роль в борьбе с организованной преступностью, о которых указано выше.
Об увековечивании памяти сотрудников,
отдавших свою жизнь в борьбе с преступностью,
создания летописи памяти, посвященной этой Службе.
В наших сердцах навсегда останутся 322 сотрудника, которые отдали свои жизни в борьбе с преступностью, защищая детей, женщин и своих боевых товарищей, и более тысячи сотрудников, получившие ранения разной степени. Вечная им память. Об этих сотрудниках и сотнях других, которые получили ранения при выполнении служебных заданий, обстоятельно рассказано в книге памяти «Вызывая огонь на себя». Здесь уместно привести слова известной поэтессы, «музы блокадного Ленинграда» О. Берггольц- никто не забыт, ничто не забыто. Этих героев забывать нельзя. На их примерах должны воспитываться действующие сотрудники, подрастающее поколение. В этом заложен огромный воспитательный процесс, который необходимо возрождать в нашей стране. Лигой ветеранов проводится большая работа по увековечиванию героев- в виде установления мемориальных досок, памятных знаков, в музеях им посвящаются уголки памяти и так далее. Эти мероприятия, не смотря на то, что они требуют много времени, терпения, усилий и так далее необходимо продолжать, поскольку они имеют глубокий смысл. Так, мною, и другими в настоящее время осуществляются мероприятия по увековечиванию памяти фронтовиков, заместителей министра внутренних дел СССР, генерал-полковников внутренней службы Б.К. Елисова и П.А. Олейника, и других замечательных руководителей министерства внутренних дел, так как вклад их в развитие и укрепление органов внутренних дел велик. У Б.К. Елисова и П.А.Олейника удивительные судьбы, которые имеют некоторую схожесть: война, с 20-ти лет стали служить в милиции; прошли все колдобины милицейской жизни; службу начинали в глубинках, и прошли все ее ступени, и при этом ни дня не работая в других ведомствах, отслужив более 40 лет. Впоследствии работали министрами в республиках, начальниками УВД в сложнейших регионах, начальниками Главка центрального аппарата. Они были кураторами криминального и блока общественной безопасности в МВД СССР. Кроме того, Б.К. Елисов на протяжении 9-ти лет отвечал за работу МВД в Афганистане. В регионах, где они работали, устанавливаются мемориальные доски, в музеях ГУВД, УВД им отведены уголки памяти и др. Там их помнят. О их служебном и жизненном пути, и других руководителях, мною, было опубликовано ряд очерков. Работа в этом направлении продолжается.
И еще. 35 сотрудникам Службы было присвоено высшее звание «Герой России», из которых 27 посмертно. В память об этих героях в Москве, в Центральном Парке Культуры и Отдыха им. Горького, была открыта Аллея Героев. Наша задача, обязанность, долг сохранить это место, только таким путем они будут увековечены и живущее, и будущее поколение будет знать об этих героях.
Надо помнить, что только в единстве, Лига ветеранов мощная и сильная структура. Лигой ветеранов по борьбе с организованной преступностью семьям погибших, получившим инвалидность, оказывается материальная и другая помощь. Ветеранам Службы оказывается содействие при их трудоустройстве.
На наш взгляд, надо больше писать статей, очерков и других материалов, в которых рассказывать о сотрудниках, о Службе, ведь это наша история. Убеждены, что у каждого есть интересные и поучительные примеры из оперативно-следственной жизни, которые наверняка будут представлять интерес для действующих сотрудников.
Евгений Елисов